"Стресс рухнувшей надежды" или как проигрывать, что бы побеждать.

  "Совсем не важно, как ты ударишь, а важно, КАКОЙ ДЕРЖИШЬ УДАР!"
Рокки Бальбоа.

Боль поражения - ее не знал только тот, кто ни к чему не стремился. Победитель в весе всего один и, поэтому, рано или поздно, каждый сталкивается с ситуацией проигрыша.
То чувство, которое испытывает при этом спортсмен научным языком называется фрустрация.
  В «Популярной психологической энциклопедии» фрустрация определяется как « психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей».  

Ганс Селье, создатель теории стресса, назвал фрустрацию «стрессом рухнувшей надежды".   Условиями  возникновения состояния фрустрации являются во-первых, наличие потребности, мотива, цели, плана действий (желание завоевать первое место), во-вторых, наличие препятствия (проигрыш).

y_9338e5e6
Выделяют 3 типа фрустраторов:  
1. Лишения  – отсутствие средств для достижения цели (например, спортсмен очень хочет выиграть поединок, а опыта, знаний и навыков для этого недостаточно).  
2. Потери  – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворявших потребности (например, смерть близкого человека, перестал существовать спортивный клуб, тренер уехал работать в другую страну; потеря спортивной формы после травмы, болезни).  
3. Конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений (например, уважение тренера как профессионала и одновременно непринятие его как грубого авторитарного человека, не считающегося ни с чьим мнением).
  104oGq7J0-c  
Также  выделяют 3 типа реакции на препятствия:  
1. " Фиксация на препятствии". Препятствия, вызывающие негативные эмоции, всячески выделяется. (Боязнь перед соперником, или определенным типом соперников, боязнь или отказ от тренировок и выступлений на соревнованиях. )  
2.   "Фиксация на самозащите". Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я». (Стремление свалить свое поражение на предвзятость судей, плохую подготовку со стороны тренеров, болезнь, плохое самочувствие, несчастливое кимоно, и прочее.)  
3. "Фиксация на удовлетворение потребности". Большая потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению. (Стремление выиграть, взять реванш во что бы то не стало.)  

Реакция огорченного спортсмена может быть направлена на:  
1. На других - ситуация поражения, обсуждается, ищутся виновные, спортсмен может просить или требоватьот других решить его проблему.
2.  На самого себя - спортсмен не стремиться обсуждать возникшую ситуацию и стремиться сам найти выход из создавшейся ситуации.
3. Во вне - спортсмен никого не обвиняет  и считает, что случилось, то что должно было быть и все изменится само собой.   

Yhi9BM1Jcu4
Поражение не вызывают фрустрацию, в том случае если у спортсмена развито чувство толерантности, т.е. терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов.
Существуют разные формы толерантности. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя.  
При низкой толерантности проявляется негативное воздействие состояния фрустрациина спортсмена: нарушается тонкая координация, когнитивная ограниченность (спортсмен не видит альтернативных путей или другой цели), эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией, появляется агрессия или наоборот упадок сил, аппатия.  

UHjpA_GICMg
Чтобыпреодалеть негативное воздействие фрустрации, человек использует защитные механизмы психики.
Одним из механизмов отступления является воображение. Спортсмен, потерпев неудачу в процессе осуществления своих целей, может создавать воображаемые ситуации, в которых осуществляет свои желания и цели, представляет себя способным преодолеть те физические и психологические преграды, которые ограничили его возможности в реальной жизни. Воображения помогает сохранить психическое здоровье.

Другая форма защиты – регрессия – наиболее изучена в психологии и заключается в том, что спортсмен бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровням своего развития, ищет в них защиты от фрустратора. (Возвращается к старым привычкам и манерам в поведении, старой технике и тактике ведения поединка,... )Это тоже бегство от реальности и может считаться нормальной формой поведения только в определенных границах.

Одним из важнейших и повседневно используемых людьми защитных механизмов является реакция вытеснения (забывание) из сферы сознания неприемлемых для моральных установок личности мыслей и желаний, неприятных событий. Но частой использование этого механизма создает трудности в процессе адаптации, т.к. мешает личности правильно воспринимать свои проблемы и окружающую реальность.

Агрессия как защитный механизм имеет несколько разновидностей. Агрессивное поведение может быть открытым, но часто выражается косвенно, при этом настоящий фрустратор замещается другим, более слабым объектом. Часто повторяемые фрустрации могут создать у спортсмена постоянную агрессивность. В психопатологии это явление называют «свободно плавающим» гневом, ищущим объектов для приложения. Агрессивность нередко направляется на себя и тогда чаще всего наблюдается неоправданно интенсивная самокритика, а в крайних случаях – попытки суицида.
Выражением слабости фрустрированной личности является механизм идентификации с агрессором, фрустрирующее влияние которого человек не в состоянии устранить.

Важным механизмом защиты является рационализация, псевдопереосмысление ситуации. Если нет возможости достичь целей, человек успокаивает себя, «усматривая» в недостигаемых целях массу недостатков, которые раньше игнорировались, или отказывается от них как недостойных столь больших трат. Когда личность слишком часто прибегает к этому механизму, у нее может преобладать искаженное восприятие действительности. Поэтому оптимальной формой адаптации является сознательный отказ от фрустрированных целей, выражение новых, более приемлемых и достижимых.  

y5m-TqoX3SA
Поскольку состояние фрустрации возникает при ожидании спортсменом успеха в деятельности то, если достигнуть его не удается, для предотвращения этого состояния тренер должен:
1. предотвращать тревожности у лиц со слабой нервной системой;
2. предотвращать агрессии у лиц с сильной нервной сис­темой;
3. балансировать уровня притязаний у спортсмена с его возможностями на данный момент;
4. избеганать повторных неудовлетворений спортсмена при разучивании сложных упражнений, при выступлении на со­ревнованиях;
5.  сниженать эмоциональную возбудимость спортсмена.
6.  развить волевые качества (настойчивости, упорства, терпеливости).    

В работе со спортсменами психологи используют:
1. Внушение и гипноз.
2. Эффективным также может быть прием «репортаж», когда спортсмен много раз переходит от состояния покоя и расслабления к идеомоторному соучастию в конкретных спортивных ситуациях, которые для него могут быть достаточно эмоциональными.
3. Самоубеждение и самовнушение построенные на принцивах рационализации и замещения.  

Для самого спортсмена важно:
1. Осознание своего состояния.
(признание у себя чувства фрустрации и нахождение причинего появление)
2. Понимание собственных реакций  на фрустрирующее событие.
(не перегибать палку обвиняя себя или других)
3. Понимание и осознанный выбор механизмов психологической защиты при фрустрации.
(Осозновая все их плюсы и минусы, или иметь силы от них отказаться)
4. Повышение толерантности сознания перед фрустрирующими ситуациями.
(Развивать психологическую устойчивость и терпеливость.)

Как развивать необходимые в борьбе качества можете еще раз перечитать в статье "Развитие волевых качеств для начинающих."
3634
 0.00